“Царская Невеста”

Эскизы костюмов

Фотогалерея

Краткое содержание оперы

Юрий Грымов о премьере оперы

Феликс Коробов о работе над оперой

Перейти на оригинальный сайт


Опера в двух действиях

Либретто Н.Римского-Корсакова и И.Тюменева по одноименной драме Л.Мея

 Дирижер

Феликс Коробов

 

Постановка

Юрий Грымов

 

Сценография

Владимир Максимов

 

Костюмы

Мария Данилова

 

Хормейстеры

Наталья Попович, Андрей Лазарев

 

Премьера состоялась 23 января 2005 года

 

 

 

Н.А.Римский-Корсаков (1844-1908)

Корсаковы, Дондуковы-Корсаковы, Римские-Корсаковы... Ветви одного древнего рода - воинов и моряков. Воин Андреевич Римский-Корсаков был контр-адмиралом флота. А младший его брат Николай остался гардемарином, но стал знаменитым русским композитором.
Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 18 марта 1844 года в маленьком городке Тихвине на Русском Севере. Его отец - отставной волынский губернатор, фактически сосланный в Тихвин за гуманное отношение к восставшим полякам. Мать была дочерью богатого орловского помещика и крепостной крестьянки.
Музыку в их доме любили все, но семейная традиция готовила детям совсем иной путь. «Сделаться музыкантом я никогда не мечтал, учился музыке не особенно прилежно, и меня пленя-ла мысль быть моряком», - писал Николай Андреевич позже. В 12 лет его определили в Морской кадетский корпус в Петербурге.
Петербург дал ему возможность серьёзно заняться музыкой. Он брал частные уроки игры на фортепиано и композиции, ходил в итальянскую и русскую оперу. Сам начал сочинять: хоралы, скерцо, ноктюрн, вариации на русскую тему. Потребность в музыке была так сильна, что Николай подобрал себе товарищей и - среди общей музыкальной запустелости Морского корпуса - ухитрился создать маленький хор. Пора уже было приниматься за сочинение чего-то более серьёзного. И он взялся за симфонию.
Тогда состоялось его знакомство с Милием Алексеевичем Балакиревым. Николай Андреевич принес ему первую часть симфонии (скерцо и финал). В гостях у Балакирева был Мусоргский, они в четыре руки тотчас сыграли новую вещь - и пришли в восхищение! Вскоре Римский-Корсаков стал своим в содружестве, названном критиком В.В.Стасовым «Могучей кучкой». Его первая симфония (первая из написанных русскими!) создавалась под покровительством Балакирева. Военная карьера постепенно замещалась музыкальной. В 1871 г. композитор занял место профессора молодой Петербургской консерватории. Среди его учеников - Лядов, Глазунов, Аренский, Стравинский. Затем были должности инспектора военно-морских оркестров, помощника управляющего Придворной певческой капеллой. Николай Андреевич дирижировал как оперными спектаклями, так и симфоническими концертами.
Произведения Римского-Корсакова с трудом выходили на императорскую оперную сцену. Там, во-первых, любили итальянцев, во-вторых, Чайковского, и третья причина: музыку Римско-го-Корсакова было трудно петь. В противовес императорской сцене в 90-е гг. позапрошлого века в Москве было создано товарищество Частной оперы, проще - товарищество Мамонтова. Савва Иванович Мамонтов - богатый промышленник, знаток и покровитель искусств, помог сцениче-скому рождению многих опер Римского-Корсакова. «Садко», «Моцарт и Сальери», «Царская не-веста»... Последней оперой, поставленной в театре Мамонтова до его закрытия, была «Сказка о царе Салтане».
Следующие три оперы на сюжеты из русских сказаний оказались зловеще пророческими. «Кащей Бессмертный» перерос в революционный митинг, и потребовалось вмешательство поли-ции. «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» прозвучало гимном защитникам Отечества. Острота сатиры и антимонархическая направленность последней оперы «Золотой пе-тушок» были настолько очевидны, что Римскому-Корсакову отказали в ее постановке, впервые на сцене опера прозвучала уже после смерти композитора. Всего Римский-Корсаков написал 15 опер - с различными судьбами, но неудача с «Золотым петушком» окончательно подорвала его здоро-вье. Композитор умер 20 июня 1908 года на даче под Петербургом в возрасте 64 лет.


История создания оперы «Царская невеста»

«Царская невеста» - одна из самых проникновенных опер Н.А.Римского-Корсакова. Он написал ее на сюжет «Царской невесты» Л.А. Мея. После «Псковитянки» (написанной тем же драматургом) Римский-Корсаков вновь обратился к эпохе Ивана Грозного, но уже под другим уг-лом зрения. Политические мотивы уступили место судьбам конкретных людей. И хотя в основе сюжета лежала реальная история попытки третьей женитьбы царя и скорая смерть его невесты Марфы Собакиной, сам Иван Грозный появлялся на сцене только один раз, да и то как лицо без речей. Центром сюжета стал любовный узел, который, как петлёй, стянул всех. За либретто взялся И.Ф.Тюменев, знаток литературы и старины, бывший ученик Римского-Корсакова и его друг.
В создании «Царской невесты» композитор шел новыми путями. Он обратился к широкой мелодии, к тому, что он называл «истинной вокальной музыкой». Стиль оперы должен был быть певучий по преимуществу, то есть при выразительном оркестровом звучании первое место он от-дал пению. Изумительны все сольные эпизоды. Каждая ария - это характер, судьба, это разверну-тая панорама личной драмы. В отличие от прежних опер в «Царской невесте» есть не только ду-эты, но и трио, квартеты и даже секстет. Сам композитор полагал, что по певучести и изяществу самостоятельного голосоведения со времен Глинки подобных оперных ансамблей ещё не было. Он не воспользовался здесь, против обыкновения, ни одной народной темой, за исключением ме-лодии песни «Слава», но при этом создал поистине народную музыкальную драму.
Партия Марфы писалась в расчете на Забелу-Врубель, голосом которой Римский-Корсаков был очарован с давних пор. И как ни трагична судьба «царской невесты», композитор создал му-зыкальный мир Марфы светлым, лиричным. Образ этот был особенно любим композитором.
Первая постановка оперы состоялась 22 октября 1899 года, и её успех превзошел даже три-умф «Садко». Трагичная и светлая одновременно, опера «Царская невеста», время её написания и постановки, стали одним из самых счастливых моментов в нелегкой творческой судьбе великого русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова.


Царская невеста Марфа Собакина

После смерти второй жены Иван Грозный стал полусумасшедшим. Он приходил в необуз-данную ярость по малейшему поводу, а то и без всякой причины. Намеренно не женясь, царь пу-стился в тяжкий блуд, окружил себя множеством наложниц, обрюзг, лицо его пожелтело. А было ему всего сорок лет. Наконец, ему в голову пришла мысль сыграть еще одну свадьбу.
Иван Грозный приказал собрать в Александровой слободе лучших красавиц со всей России на «смотрины», чтобы выбрать себе невесту. Всего прибыло около двух тысяч девиц. Выбор царя пал на 19-летнюю Марфу Собакину, дальнюю родственницу Малюты Скуратова. Отца ее, Василия Собакина, Иван Грозный тут же сделал боярином и подарил ему село Ильинское-Телешово - недалеко от города Шуи Ивановской области, - куда вскоре Собакины переселились и где их потомки жили до последней четверти XIX столетия. Вплоть до 1963 г. на кладбище этого села сохранялась усыпальница Собакиных.
Самой царице Марфе в Ильинском-Телешове бывать не пришлось, так как царь торопил со свадьбой, которая и состоялась 28 октября того же 1571 г. в Троицком соборе Александровой сло-боды. В этот же день Марфа занемогла, вечером слегла и больше не поднималась; 13 ноября она скончалась. Похоронили ее со всеми царскими почестями в московском (кремлевском) Вознесен-ском женском монастыре, где обычно хоронили цариц и княгинь. Как известно, смерть молодой царицы Иван Грозный приписал «злой порче» со стороны ненавистных ему людей, в том числе некоторых Собакиных. Шли слухи о том, что царскую невесту отравили. По «розыску» о смерти Марфы пошло на плаху двадцать человек.
Можно представить, как неистовствовал Иван! Он велел созвать церковный собор, и по-слушные ему иерархи признали брак с Марфой недействительным, что позволяло им дать разре-шение царю жениться еще раз. Они лишь потребовали от царя покаяния и наложили на него лег-кую епитимью - совершать каждый день сто поклонов перед иконами в течение одного года. Так и вошла в нашу историю Марфа Васильевна Собакина - не законной женой Ивана Грозного, а царской невестой.
И вот что крайне любопытно: когда в 1928 году в Московском Кремле вскрыли гробницу Собакиной, несчастная невеста лежала, как живая, совершенно не изменившись, словно спала, хотя прошло более 350 лет с момента ее погребения. «Присутствующим показалось, что соверши-лось чудо: в гробу лежала очаровательная девушка, правда, мертвенно бледная, но будто живая». Объяснения этому феномену так и не нашли. Однако умершие от яда так не сохраняются...

 

Использованы материалы: В.Балязин. Занимательная история России, М. 2001; 
В.Ф.Никонов. «Вопросы Истории», 1965, №4.

 

 

 

 
След. »