Колонка шеф- редактора

Алфавит Юрия Грымова


А

Амбиции (а так же: аутсайдерство, аплодисменты, актуальность, анонимность итд).
....Так получилось, что я никогда не мыслил стать "творческим человеком"". Может, поэтому и стал. У меня всегда были довольно-таки простые амбиции: не произвести впечатление, а классно сделать дело. Было безумно интересно самому себе доказывать, что ты можешь качественно, красиво, быстро убрать снег (это когда я дворником был). Или что ты, как манекенщик, способен оптимально соответствовать тому, что ты носишь. Правда, вот хорошим модельщиком ( это что-то вроде высококлассного столяра краснодеревщика) я так и не стал - это очень тонкое ремесло, сложное, и на него надо было положить жизнь, а я выбрал нечто иное. 

 

В детстве мне - да, троечнику, двоечнику почти - нагадали, что я буду знаменитым, - и это, помнится, сильно поразило мою сестру Машу. "Быть знаменитым" мне честно не хотелось, ибо - зачем? Я рисовал, ходил в кружки разные, танцевал - я всегда был при деле, занимался тем, что мне было в кайф, вполне так самодостаточно, и у меня просто не хватало фантазии представить, что возможно (или нужно) сменить среду обитания, стать "богатым и знаменитым", зарабатывать много денег... Не хватало каких-то многих вещей, но никогда не возникало каких-то ломок, что жизнь не задалась - просто у родителей было мало денег - и это была спокойная такая, нормальная данность. Поэтому мне не надо было ничего доказывать внешнему миру. Надо было - себе. Есть, я думаю, два уровня реализации своих амбиций. Первый - это когда ты вдруг становишься популярным, там, аплодисменты, девушки пуговицы отрывают и все такое. Это фигня такая - разовый успех, и добиться такого на самом деле несложно...Но те же девушки через год вырастают, и пуговицы теряются - и все, ты уже никому не интересен. А вот второй уровень, подлинный, - это когда люди твоего цеха начинают считать тебя профессионалом. Пусть я вызываю противоречия, несогласия, раздражение у кого-то, но это уже в сфере профессиональных отношений, когда со мной начинают считаться как с режиссером, а не как с попсовой звездой.

 

Вообще здоровые амбиции исключают оценочные сравнения - "замечательный", "экстравагантный" ( не понимаю, что значит "быть больше, чем режиссер М. или меньше" - нельзя сравнивать, невозможно, мы в разных пространствах работают), но вместе с тем требуют моральной готовности к удару, к ответу за неудачный жест. (Я, кстати, благодарен отцу, который очень давно заставил меня подписать неудачный мой рисунок. Хорошо или плохо - не тебе судить). Не знаю, причем здесь скромность, но когда-то я вызвал возмущение коллег тем, что стал подписывать свои клипы и ролики ( а ведь реклама - по умолчанию анонимный жанр). Но ведь мое имя не означало, да и сейчас не означает, что это "замечательная работа Грымова". Это означает - просто "работа Грымова". Какая - судить публике, а не мне. Вообще амбициозному человеку нужны поражения. Вот ты упал - значит, неизбежно поднимешься, значит - ты чего-то достигнешь. Аутсайдерство вообще чрезвычайно производительное состояние - это лучше, чем стагнация и какая-то там "золотая середина". Именно оно продуцирует амбиции, которые становятся катализатором и творчества, и глобальных общественных перемен.


При этом общество, как правило, нервно реагирует на амбициозных людей. Ему привычнее публичное нытье,этот тотальный протяжный стон, который сейчас несется со всех экранов.       
Человек творческой профессии не имеет права жаловаться, что не финансируют культуру, потому что у большинства тех, кто его слушает, - проблемы с финансированием собственного обеда, многим из их нечем накормить детей.
Поэтому хочется плакать - ной в подушку. Или ищи деньги, доказывай, что ты заслуживаешь этого. И конечно, не жди любви, не жди соучастия. Никто не должен тебя любить. В ситуации поражения спасает только максимально сухой анализ (не рефлексия!)- и если чувствуешь нечто конструктивное в критике, тебе адресованной, - надо встречаться и разговаривать, обсуждать, делать выводы. Но если обструкция, бойкот, немотивированная, на твой взгляд, агрессия - надо просто двигаться вперед, ни на кого не обращая внимания, по принципу "собака лает - караван идет". И тогда люди, которые тебе мешают, просто отпадут, а потом ... начнут поддерживать тебя. Потому что они не способны двигаться вперед так же независимо, как ты. И если у тебя нет цели именно этим людям понравиться - они точно окажутся однажды на твоей стороне.... В молодости бывают такие моменты... Ты признаешься себе, что в полной жопе, никому не нужен и никем не любим...Здесь очень хороший помощник - зеркало. Начни с каких-то минимальных внешних перемен. Если у тебя один свитер - постирай его, что ли... или свяжи другой, с каким-то актуальным мотивом. Сконструируй новое самоощущение - это минимально затратный способ найти в себе нечто, чего нет в твоих кумирах; это начало воспитания собственных амбиций. (И хотя для многих это полный подвиг- собрать себя внешне, грош цена тебе, если ты имиджевыми переменами и ограничишься).
Но всегда есть дилемма: журавль в небе - и синица в руке. Довольствоваться реальным или стремиться к невозможному? Я - за взвешенную экстремальность. Ты, допустим, не всегда можешь из своего Мухосранска (нет денег, надо заботиться о родителях и т. д.), значит, - на своем месте надо достигать результатов по максимуму, а потом уже переходить на другой этап. Амбициозный человек не имеет права ощущать свою жизнь как временную, не может жить начерно.
Типа - вот сейчас я поработаю дворником, а потом буду, например, ой-ой каким режиссером, мне бы только период дворника пережить - все чушь это. На любом жизненном этапе можно сделать свою работу лучше, интереснее и ценнее. (И, что важно, - быстрее. Мы сейчас реально начинаем понимать, что время - это деньги, что экономить время - это очень выгодно).
И город N для амбициозного человека может быть прекрасен. Потому что нет на земле такого обетованного места, где тебе мгновенно станет хорошо. Человек осваивает Москву, потом Париж, Лондон, потом ему в Мексику хочется, - все те же желания, все та же Земля... Отличаешься - только ты.

 
выносные заголовок-Факел/Колонка ш. редактора

Амбициозный человек не имеет права ощущать свою жизнь как временную