Для меня неожиданным и приятным было предложение Колобова поработать вместе. Еще более неожиданным оказалось, что он предложил мне поставить оперу, причем именно "Царскую невесту". К тому же выяснилось, что сам Женя очень трепетно относился к этой опере, и даже дочку свою назвал Марфой... Неожиданным был его безвременный уход. Для меня это стало большим потрясением, так как нечасто в своей жизни встречаешь умных, искренних людей, с которыми приятно и работать, и просто общаться, и в которых по-настоящему чувствуешь своего единомышленника - человека с современным взглядом на жизнь и искусство... Я долго не решался звонить в театр после Жениной смерти. Но потом подумал, что не в его характере было отступать от задуманного, оставлять что-то недоделанным, незаконченным. Поэтому позвонил Наталье, его супруге, и неожиданно понял, что она ждала моего звонка... Этот проект я посвящаю памяти Евгения Колобова.
Новая творческая область это всегда эксперимент над собой. Надо делать историю, которая вам близка и интересна. А если те чувства, которые во мне живут и борются, и те мысли, которые у меня есть в голове, я смог перенести на сцену с помощью артистов и этой гениальной музыки, то я очень рад. Для меня постановка оперы стала любопытным опытом. Я не являюсь большим поклонником этого жанра, потому что, современная опера похожа на мультипликацию: какие-то люди-образы в ярких костюмах стоят и поют. Очень важно было найти в этой истории те отношения, которые могут быть современными. Эта опера, на мой взгляд, очень актуальна сегодня. К тому же у неё есть богатейшие возможности, которых нет у драматического театра. Оперный певец может петь. Если драматический актер неожиданно запоёт, это будет странно и даже пошло. Я хотел, оставив эмоциональный музыкальный ряд, сделать оперу драматическим произведением. Мне хотелось создать живых людей - с их недостатками, достоинствами. Чтобы я мог действительно сопереживать этим людям, понимая скрытый смысл их взаимоотношений, чтобы кого-то любил, а кого-то ненавидел. Работать над этим аспектом было сложно. Увлеченность певцов вокалом преобладала над содержательностью художественной жизни их героев. Необходимо было доходить до самой сути образов, учиться не просто произносить слова, а думать о слове. Шли репетиции и результаты были видны. Я считаю, что практически всё в искусстве делается «про себя», «от себя» и нельзя играть не «от себя». В России всегда кто-то брал на себя смелость и утверждал, что убийства делаются ради чего-то - ради любви, ради государства. В сюжете «Царской невесты» это происходит постоянно - надругательство над чужой жизнью, вмешательство в жизнь другого человека. Она мне дорога тем, что это абсолютно женская история, и всё происходящее там - это и есть женская доля на Руси, женский крест. Несвобода, отсутствие права выбрать свою судьбу, зависимость от мужчины, любовь, ревность - всё это в русской истории было замешано на женском страдании и смерти. Мне интересна и симпатична Любаша. Она, в моем представлении, гораздо интереснее Марфы. Марфу я считаю человеком случайным на этом свете, почти нереальным. В ней нет жажды жизни, и потому мы старались показать девочку, которая волей обстоятельств попала в сильную «мясорубку» между больших страстей. Любаша же напротив - персонаж сильный, борющийся за свою жизнь, за любовь, за себя, за любимого. Она проживает свою жизнь со всей страстью, на которую способна русская женщина. Позволив себе собственный, отличный от традиционного, взгляд на главных героинь оперы, мы сместили и некоторые музыкальные акценты. Делалось это не для того, чтобы удивить зрителя. Никогда не ставлю такой цели. Просто я так чувствую. Не люблю в зрительном зале людей, которые считают себя специалистами. Настоящему искусству не нужны написанные кем-то полумёртвые правила. Мне интересен зритель, который будет там, среди героев, который способен сопереживать, симпатизировать и негодовать, увидев то, что происходит, услышав эту божественную музыку. Мне хочется идти собственным путем. И в этом мы с Колобовым были заодно.
|