Му-Му |
Мир изменился, и мы – вместе с ним. Но холодный оскал одиночества по-прежнему страшен, по-прежнему недостижима любовь. Сможем ли мы когда-нибудь действительно понять друг друга? И что страшнее – физическая невозможность произнести слово или немота души?
Фильм Юрия Грымова "МУ-МУ" – не попытка ответа на вечные вопросы. Однозначных ответов, видимо, все-таки нет. Есть только человеческие чувства, человеческие боль и надежда, о которых каждое время говорит на своем языке.
"МУ-МУ" – первый полнометражный фильм Юрий Грымова. Режиссер получил возможность осуществить свою давнюю мечту и пришел в большое кино. Премьера фильма состоялась в мае 1998 года.
В фильме занят блистательный актерский ансамбль: Людмила Максакова, Александр Балуев, Ирина Апексимова, Геннадий Назаров, Елена Корикова, Владимир Стеклов и другие. Фильм "МУ-МУ" – это возможность прочесть старую повесть глазами современного человека, и дело даже не в пристальной и изысканной изобразительной стилистике фильма, не в новом ритме восприятия, а в той самой свободе, которую так истово и так безуспешно пытались обрести герои Тургенева, и которую, может быть, сможем обрести мы...
ДНЕВНИК РЕЖИССЕРА ДЕНЬ ПЕРВЫЙ В первый съемочный день добирался до площадки сам. Из радостей: мобильный берет в Рузе - тем самым я получил подтверждение, что не отключен от мира. Из огорчений: подъехал на площадку вместе с автобусом, хотя надеялся, что все меня уже ждут. А все только заходили в декорацию. Наверное, я поступил по-свински, не обратив публично внимания на то, что декорация Гриши (Григорий Широков - художник-постановщик) хороша. Просто я был расстроен тем, что меня никто не ждал. А я хочу и привык, чтобы я приехал, и уже все было готово к работе. Смотрел опять костюмы Осипова (Александр Осипов, художник по костюмам). Очень понравилась одна шляпа - что-то типа старого русского цилиндра. Может быть, пойду в ней на "Нику". Сняли в первый день больше, чем планировали. Думаю, что это не будет системой, потому что первый съемочный день. Хотя обычно в первый съемочный день снимаете меньше, а у нас вот - больше. Это хорошо. Есть какой-то маленький задел. ДЕНЬ ВТОРОЙ Второй день отличается от первого уже хотя бы тем, что он второй. Юра Клименко (Юрий Клименко - оператор-постановщик) как всегда спокоен. Было очень приятно, что он меня похвалил. Мы обсудили тему отсутствия молодых операторов - их почти нет, что очень меня расстраивает. Клименко тоже этому удивляется. Впрочем, он удивляется и тому, что появился я. Я же никогда не хотел быть режиссером. Вернее, не знал, что хочу стать режиссером. А потом стал доказывать другим и в первую очередь себе, что могу это делать. Операторская группа у нас обалденная, потому что я их никого не вижу и не слышу, а это меня очень радует. Да, сегодня пахал настоящим плугом (снимали сцену с Герасимом в начале картины). Ничего себе ощущение... Теперь с полным правом можно сказать: "Мы пахали"... ДЕНЬ ТРЕТИЙ Мне нравятся актеры, которые внимательно слушают и не грузят. Когда говоришь со Стекловым (Владимир Стеклов, башмачник Капитон), то реально видишь, что он тебя слушает, потому что меняется выражения лица, пластика, мимика. Парадоксально, что актер, с которым так легко работать режиссеру (мне, по крайней мере), мало - на мой взгляд - снимается. С Мартыновым (Андрей Мартынов, дворецкий Гаврила Андреевич) тоже достаточно комфортно. Но все-таки моя мечта - это чтобы понимали с полуслова. С первого раза это не получается. Лицо Мартынова говорит само за себя - очень хорошее, фактурное, оно на месте в этой роли. ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ Было трудно с придуманной мною же сценой с Капитоном, когда он разговаривает с похмелья с Гаврилой Андреевичем и портит случайно сорвавшимся ножом новый сапог. Такое резкое движение ножа оказалось все же неорганичным для человека с похмелья... Сняли по-другому. Вот увидят и скажут: "Грымов без слюней не может". Да, не могу без слюней. На мой взгляд, пикантная сцена получилась: Капитон откусывает нитку, спьяну, естественно, откусить не может, и изо рта у него тянутся слюни. Я считаю, что это красиво. Третий день - тяжелее, чем второй, четвертый - тяжелее, чем третий. После съемок можно сразу есть и ложиться спать. Совещания уже надоели. Самый большой геморрой - это непобедимость совка. Фокус не совпадает с объективом (что-то мудрое), и два дня все с ужасом ждут проявки: вдруг придется переснимать? Такой вот сервис. Нет никакой страховки.
Когда я ехал сюда, то настроил себя на некие декабристские подвиги. На самом деле никаких подвигов, конечно, нет. Все достаточно нормально и удобно. Условия несколько экзотические, но это даже хорошо - появляется некоторый кураж, бодрость, внутренне собираешься - это для творчества всегда хорошо. Экспедиция хороша еще и тем, что вся съемочная группа находится в одном пространстве, никто не отвлекается на домашние дела, все постоянно варятся в "творческом соку", если можно так сказать... Кроме того, эта всеобщая вовлеченность дает прекрасные возможности для того, чтобы добиваться каких-то режиссерских задач. Сейчас напишу странную вещь - о том, что у нас происходит с Балуевым (Александр Балуев - Герасим). ДЕНЬ ШЕСТОЙ ...Когда у человека начинается не вседозволенность мысли, а вседозволенность плоти, вот тогда крышу-то и сносит, тогда-то и начинается самое страшное. Поэтому лучше иметь вседозволенность мысли, а плоть все-таки всегда придерживать. Но плоть, конечно, все-таки имеет колоссальное значение. Физический контакт. Я, наверное, по стилю работы все-таки физиолог. То есть мне всегда важно прикоснуться к человеку, актеру - просто положить руку на плечо, например. Сразу идет совсем особенная информация - как этот человек сегодня ощущает себя, где у него "зажимы". Сразу понятно, как работать. Но информация должна быть чистой. Поэтому когда я слышу, что режиссеры спят с актрисами, мне это непонятно - меня бы это дезинформировало, отвлекало. ДЕНЬ СЕДЬМОЙ Две девочки, которые мне понравились в сцене с огурцами - на удивление хороши, особенно одна: положительное излучение, очень органично смотрится. Сцена с огурцами получилась. Красивые огурцы. Хотя тот огурец, который мне нужен, было не так легко найти. Но я сам научился делать то, что мне нужно - легким нажатием руки обычные огурцы превращались в огурцы правильные. Я, кстати, всегда любил играть в Создателя, Творца - одна из самых заманчивых игр, конечно же. Создавал свой мир всегда - начиная со своих занятий живописью, потом снимая рекламу, потом когда стал заниматься фотографией. Но кино, безусловно, самое зримое проявление этой игры в созданный тобой самим мир. ДЕНЬ ВОСЬМОЙ Снятию агрессии способствует сама природа. Напряжения, которые могут возникнуть через месяц, надеюсь, будут смягчены, или мы их избегнем вовсе - такая красота кругом, что этого всего просто не предусматривается. Нет прессинга. Думаю, конфликтов не будет даже с теми, от кого я могу этого ждать. Хотя все предсказать, конечно, невозможно. Трудности неизбежны. Что ж, будет, что преодолевать. ДЕНЬ ДЕВЯТЫЙ Мне привезли письмо от какого-то... Или от какой-то? Ну, конечно, от какого-то... Что ж бабы-то мне не пишут! Еще принесли что-то от Натальи Медведевой. Буду читать. И, наверное, буду думать о завтрашней съемке. Хотя уже на девятый день силы, чтобы думать заранее, найти трудновато. Хочется максимально выкладываться на площадке. ДЕНЬ ДЕСЯТЫЙ ... Я уже настолько переключил свои мозги, что начал забывать о том, что мне доставляло удовольствие раньше. Кажется, что удовольствие можно получить только от хорошо отснятого кадра. Превращаюсь в фаната. Или всегда им был? Да, еще конечно осталось удовольствие от любимого занятия - всяческих "придумок". Удивительно все-таки, как одно тянет за собой другое, ничем, казалось бы, не связанное. Вот вчера думал-думал и придумал новый журнал. Будем делать. Называться будет "ПОСМОТРИ". И это не оттого, что я последнее время слишком часто в камеру смотрю. Просто я всегда смотрел вокруг достаточно пристально. Когда меня спрашивают, думал ли я когда-нибудь о стиле своего кино, я удивляюсь - просто я так вижу. И это не пресловутое режиссерское "я так вижу", которое уже у всех в зубах навязло. Я вижу так не только это кино - я весь мир вижу так. Нельзя сказать, что я что-то специально изобретал для этой картины. Я так вижу - данную сцену, допустим, именно в этом цвете. В следующем фильме, возможно, все будет по-другому. Но в данный момент времени я именно так воспринимаю действительность. ДЕНЬ ОДИННАДЦАТЫЙ
Сегодня сам рубил голову рыбе - некоторые вещи люблю делать сам, потому что точно получится то, что нужно. Думаю, что сцена будет очень эффектная. Поговорили про следующий день. Планы очень реальные. Будем снимать сцену с бородой. Там будет играть Халимон (Андрей Халимон, снявшийся в получившем "Оскар" фильме "Коля"). Посмотрим, насколько он Халимон. Сцена вроде бы простая и для фильма не главная, но мне очень важно добиться ощущения "живого" двора, особенной атмосферы, "русскости" какой-то.
Определить это трудно, мне все-таки легче снимать и добиваться того, что я хочу, чем рассказывать об этом. И потом я подумал, что я все-таки русский человек, и значит у меня эта пресловутая "атмосфера" все равно получится. Завтра обещают хорошую погоду, и это хорошо.
ДЕНЬ ДВЕНАДЦАТЫЙ
Солнце было хорошее. Немножко подгорели. Сняли 14 планов, что много. Сидим, пьем пиво. Все-таки самые трудные для меня сцены - это сцены тургеневские. Не хочется трогать классика своими погаными руками. Поэтому постараемся обойтись с теми кусками, в которых звучит тургеневский текст, как можно бережнее. ДЕНЬ ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ
Съемки, безусловно, являются в высшей степени странным занятием. Вчера ждали туч, а их, естественно, не было. Пришлось дымить. Задымили так, что перекрыли солнце. Сегодня ждем солнца. Птицы все-таки дуры. Куры, которых я снимал для ЛИСС, были полные дуры, но индюки не лучше. ДЕНЬ ПЯТНАДЦАТЫЙ
Немножко расстроил меня сегодня художник. Может быть, я был излишне жесток... Забыли убрать выключатели на стенах, пришлось очень долго ждать, пока это было сделано. "
ДЕНЬ ШЕСТНАДЦАТЫЙ
Сегодня побили рекорд - сняли 17 планов, это очень радует. Опровергаем опасный закон кинематографии: чем больше снимаешь, тем хуже. Предлагаю ввести новый: чем больше, тем лучше. Есть надежда, что мы успеем все снять за два месяца. Ольга (Ольга Горячева, администратор) принесла мне на площадку мороженое не молочное, а шоколадное. Я сказал, что такое есть не буду. Обалдевший Халимон съел это самое мороженое, естественно, незамедлительно, и решил, посмотрев на все это безобразие, что он хочет быть все-таки режиссером. Однозначно.
ДЕНЬ СЕМНАДЦАТЫЙ
Добавили немножко пурги - той, которой, наверное, хочет зритель. Было много разговоров о том, что в картине будет много секса. На самом деле, видимо, будет не так, но зритель будет этого ждать... У нас уже отснята вся “утренняя” часть. Остались сцены с Герасимом и Барыней...
ДЕНЬ ВОСЕМНАДЦАТЫЙ
Жирное солнце сидело надо всеми и немножко мешало. Пересняли сцену, которую снимали вчера (совет дворни): все-таки она похожа на партсобрание. Удивительная вещь - как только люди сидят за столом ровно, возникает какое-то неуловимое "чиновничье" ощущение. Как только делаешь все плотнее и нелогичнее - появляется ощущение жизни.
ДЕНЬ ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ
Сегодня разговаривал с актрисой (Раиса Рязанова), и она меня спросила: как же так, неужели мне не хочется почитать каких-нибудь книжек по режиссуре? Хочется и читаю. Но все-таки главное для меня в режиссуре - это наблюдательность. Я постоянно наблюдаю за людьми: как они ходят, сидят, сморкаются... Это помогает.
ДЕНЬ ДВАДЦАТЫЙ
В сегодняшней сцене было некоторое напряжение. Прически, грим - некоторое несоответствие характера и внешнего рисунка. Если будем переснимать, то не так, как мы снимали - очень общий и суперкрупный - а как-то по-другому. Все-таки для женщины-актрисы колоссальное значение имеет комфортное состояние. Она должна нравиться. Должна чувствовать, что нравится. А режиссер должен чувствовать актрису. Я уже писал, о том, как важен контакт. Состояние актрисы каждый день меняется. Поэтому утром, в гримерной, мне так важно положить руку на плечо Максаковой. Чтобы почувствовать ее. Максакова переживает и готова делать все. Правда, чуть-чуть педалирует те решения, которые сама же и нашла. Но в принципе все нормально. И все-таки день был тяжелый. Нервные срывы...
ДЕНЬ ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ
Гесслера (Сергей Гесслер, директор картины) рвут на части... Денег опять нет. Вечером приехал некий сценарист. "Мне Грымова", - говорит. Привез рекламные сценарии и сценарии фильма. Поселили его на одну ночь... Такие вот бывают сценаристы - в 11 часов вечера приехать из Москвы в Рузу... Если он вменяемый, то это, конечно, хорошо... Я сам такой. Все нормально. Завтра будем работать после обеда. С утра немножко помонтирую... Снимаем по 13 - 14 планов в день, кино вроде бы получается. Наступил переломный момент - стали появляться и получаться характеры. И главное - сегодня я понял, что получается мое кино.
ДЕНЬ ДВАДЦАТЬ ВТОРОЙ
Сегодня с утра монтировал - отъезд на монтаж гораздо логичнее, чем дергать всех на площадке. Посмотрел материал на видео и остался, в общем, доволен. На данный момент времени. Если бы я стал снимать "Му-Му" через год, это был бы другой фильм.
Опять смотрели материал. Еще лучше. Сегодня работаем мало - перевыполнили план, снимать нечего, ждем Балуева. Потом опять начнутся бессонные ночи и работа без выходных. Вот такие дела. И все-таки здорово, что все состоялось. И один из самых радующих моментов - то, что существуют все-таки люди, которые поднимают и поддерживают твои идеи. Что РТР сочло, что классика может быть актуальной.
Много интересного. Перед съемками зашел в гримерную к Максаковой, чтобы не было ничего неожиданного. Вроде бы все было спокойно, только Максакова посмотрела на меня как-то вопросительно, и я был удивлен. Я вышел, Максакова вышла за мной и сказала: “Юра, творится что-то непонятное…” Начался разговор о том, как трудно бывает войти в контакт актрисе и гримеру. Я прекрасно понимаю и Максакову, и Закирову (Нина Закирова, художник-гример), но главное - я понимаю, что мне во что бы то ни стало нужно добиться того, чтобы этот самый контакт возник. Это моя задача. Потому что взаимопонимание во время съемок - одна из самых важных вещей. Я очень рад, что к вечеру этого трудного дня все проблемы были решены, еще не успев как следует возникнуть. И Нина, и Маша (Мария Петрова, гример) "почувствовали" актрису, и все стало получаться очень хорошо. Вчера смотрели материал, и я немножко расстроился, увидев его на большом экране. Я увидел какое-то "не свое" кино - нечто, как ни странно, почти традиционное - такой масштабный эпос в стилистике, допустим, лучших старых советских фильмов типа "Вечного зова". Не факт, что это плохо, но это все же не моя эстетика. Но я забыл, что снимаю два мира - мир барыни: моя эстетика, мои завороты, все, что хочешь; и мир двора. А смотрел я как раз двор.
Снимали, казалось бы, совершенно незначительную сцену, которая в сценарии обозначена четырьмя строчками. При этом четыре часа не могли найти нужную точку - таким важным оказался на самом деле этот план. Максакова работает прекрасно. С ней нужно меньше репетировать - снимать с одного-двух дублей, потому что потом начинается театр, а на пленке это все вылезет. Балуеву приходится, конечно же, труднее всех - после голливудских вагончиков с десятиразовым питанием наши водные процедуры сказались на нем не лучшим образом: заработал постоянный насморк. Женя (Евгения Сущева, ассистент) бегает за ним с каплями. Еще Балуев принимает водочные обертывания, а также внутрь. Производственное совещание: "Пока нет никого, давайте разговаривать".
ДЕНЬ ДВАДЦАТЬ ШЕСТОЙ
Сегодня самый сложный день, наверное. Снимали большую сцену - совет дворни, все думают о том, что делать, как заставить Герасима отступить от Танечки. Решают Танечку напоить. Довольно быстро отсняли первый план. Трудно было с крупняками. Актер все-таки в большинстве своем не думает о сцене в целом, а думает о своем куске. Тянет одеяло на себя.Корикова (Елена Корикова, Танечка) вела себя странно, была отстранена. Что-то зрело, я это чувствовал. Потом я понял, что Корикова сама себя "накручивает", потому что ей, это, вероятно, необходимо, чтобы почувствовать в полной мере весь трагизм этой сцены. Мне это понравилось, и я решил ей "подыграть". И как раз дошло до момента, когда Танечка должна пить водку из старой, ужасной на вид кружки. Я понял, что Корикова не хочет пить настоящую водку, и не стал на этом настаивать. Очень важно, как она возьмет кружку, как она расстанется с ней, как эту кружку будут ей придвигать. Стал показывать, как я хочу делать кружку, что с этой стороны она должна быть горячая, с этой - холодная. На что мне Корикова сказала: “Я из этой кружки пить не буду, она ржавая...” Было очень сильное напряжение. Я понял, что это напряжение должно сыграть на роль, вспомнил, что должен “подыграть”. И вот тут-то я и сорвался на крик. Сцена была не из приятных. Кончилось тем, что актриса убежала в лес в слезах. Я сказал оператору: “Сейчас будем снимать крупный”, и пошел за ней в лес. Мы друг другу сказали много правды. Второй дубль - крупный - был гениальный. Корикова сыграла прекрасно. Прекрасно. Закончили мы в два часа ночи. Нормально. На всех сегодня орал. Такой вот денек.
ДЕНЬ ДВАДЦАТЬ СЕДЬМОЙ
Цитата дня: "Крупно - порнуха, а издалека - эротика”. На самом деле грань между порнографией и эротикой, как и все ярлыки, придумана торговцами, индустрией. Так же и с кино: авангардное, авторское, "не для всех" - все это придумали люди, которые зарабатывают на кино деньги. Я вполне серьезно подразделяю кино только на два вида: хорошее и плохое.
Вчера ко мне в номер постучала официантка с подносом: "дополнительное питание..." В дополнительный паек входит два пакета сока, две пачки печенья и десять конфет. Уже десять дней получаю "дополнительный паек". За вредность, видимо.
Сегодня на съемках ключевой сцены - монолога Барыни - произошло такое, о чем я даже в дневнике писать не могу и не хочу. Мистика настоящая! Это было снято - Клименко не остановил камеру - и это увидят зрители.
Ужас последнего съемочного дня. Муму чуть не окончила жизнь самоубийством! Гениальная наша собачка сиганула в воду сама - такая вот эмоциональность. Балуев партнершу спас. Героизм фактически. Муму жива Всем спасибо, все свободны. До следующей картины. Надеюсь. Уверен, что она будет скоро! Памятник любви и Одиночеству (проект Юрия Грымова и минского скульптора Владимира Цесслера) был установлен во французском городке Онфлер. На открытии памятника присутствовали мэр Онфлера, актриса Анни Жирардо и многие другие известные деятели искусств Франции. Если верить местной легенде, именно на этом месте онфлерской набережной несчастные влюбленные (среди которых был и писатель Ги де Мопассан) традиционно бросают вызов одиночеству, пытаясь покончить с истерзавшим их чувством, а заодно и с самими собой. Теперь здесь смотрит на океан маленькая бронзовая собачка с русалочьим хвостом. Вокруг играют дети, влюбленные назначают у памятника свидания, а Муму все смотрит вдаль в тщетной надежде увидеть на горизонте призрак разделенной любви. |
След. » |
---|
![]() |
![]() |
![]() |