Чему учили в Мастерской

"Есть одна старинная испанская притча. На берегу моря, в котором плескались тысячи рыб, сидел голодный человек и плакал. Мимо проходил рыбак. Человек взмолился: «Рыбак, налови мне рыбы!»
Рыбак отказался, но дал человеку удочку. В этом — концепция Мастерской Юрия Грымова. Многие из нас умирают с голода, но упорно не хотят прикладывать никаких усилий.


Если ты не лентяй и не пустой мечтатель, а человек «страждущий и ищущий» — добро пожаловать в Мастерскую! Здесь снабжают удочками, поплавками и прочими рыболовными принадлежностями. Требование одно — желание есть и ловить рыбу.

Я пришёл в Мастерскую в зрелом (32) возрасте, поняв, что мне в жизни нужно что-то менять. Вроде бы всё есть, а душа не на месте… В первую очередь «нарыл» детальную информацию о Мастерской (интернет, переговоры с администрацией, встреча с бывшими выпускниками). Собрал досье и на самого Мастера: восстановил в памяти знаменитую фотосерию «Моя лавка — моя Клава» (Грымову позировала сама Клаудия Шиффер) и пересмотрел, уже более пристально, «Му-му» и «Коллекционера». Понял, надо учиться!

Группа собралась разношёрстная: по возрасту, географии, творческой направленности. Цели обучения тоже были разные: кто-то, уже работая в рекламном бизнесе, хотел повысить квалификацию; кто-то, только окончив школу, выбирал профессию; кто-то (как ваш покорный слуга), отработав не один год в иной сфере, понял, что это «не его» и решил перепрофилироваться. Понятно, что за восемь месяцев (мы учились единым двухсеместровым курсом) нельзя сделать из абсолютного никто второго Феллини, Клавихо или Урусевского. Цель Мастерской — дать возможность человеку раскрыться, оценить свои силы объективно (это очень важно!) и встать на свой, сугубо индивидуальный, но верный путь. Пробуй, твори! А непреодолимые препятствия и «ругань» критиков будут всегда — это нормально и даже хорошо. Главное — двигаться и не тормозить!

Мастерская повышает эрудицию («Назови единственный отечественный фильм, получивший гран-при в Каннах?»), прививает хороший вкус («Почему половина рекламных щитов в Москве выглядит просто омерзительно?») и раскрывает глаза на некоторые самые «элементарные» вещи («Превратим мечту в недвижимость» — это хороший слоган или...?"), что только Мастерская не делает…

Преподаватели! О, что это за люди! С разными методами, темпераментами, степенью строгости… Их объединяло одно — это Профессионалы с большой-пребольшой буквы. Позвольте сказать несколько слов о каждом из них.

Основы режиссуры преподает Владимир Алексеевич ФЕНЧЕНКО — колоритнейший и экспрессивнейший человек. Мы прозвали его «Санта-Клаусом» — отчасти из-за характерной бороды и усов, но и за то, что он, журя «детей» (чаще просто для профилактики), всегда раздавал «конфеты», так что сладко не казалось.

Игорь Семёнович КЛЕБАНОВ, оператор от Бога (от «Петровки, 38» до клипов «ТАТУ»), сфокусировал наше внимание и пролил свет на профессию Директора по фотографии, да еще и разноцветные фильтры поставил.

Слава Прокофьев (Вячеслав Александрович ПРОКОФЬЕВ), интеллигент-интеллектуал до мозга костей, открыл красоту совершенно разных, подчас неведомых доселе видов и стилей письма. Его коллега Виля (Александра Вениаминовна ВИЛЬВОВСКАЯ) обожала устраивать нашим мозгам сущую взбучку. «Brain-storm» — это про Славу и Вилю!

Они подготовили нас к приходу поистине королевы отечественной кинодраматургии Людмилы Владимировны ГОЛУБКИНОЙ. Теперь мы знаем, что «конфликт» — это не только склока, а «интрига» — не только происки кардинала Ришелье.

О тяжёлом, но вкусном хлебе человека, пишущего для кино, рассказал её ученик Олег Вениаминович ДОРМАН, которому самому впору сниматься в роли английского сквайра.

Заглянул на огонёк и работающий топовый сценарист — Михаил Ромович ОСТРОВСКИЙ, да не с пустыми руками, а со сценарием будущего фильма, в котором говорят на всех языках мира, кроме, пожалуй, суахили. На редкость остроумный человек.

Если вы думаете, что наука юриспруденция мудрёней квантовой физики, то ваши страхи развеет Вадим Абрамович ГРАНИК, и пусть теперь кто-нибудь попробует ущемить наши авторские права!

С общественностью нас связывала Галина Владимировна ИВАНЧЕНКО; она с успехом могла бы преподавать еще сто пятьдесят наук (в первую очередь музыковедение), причём одновременно.

Приходивший на вторую пару Алексей Викторович ЛОГИНОВ, известный фотограф, выглядит неторопливым, немного флегматичным, но очень интересным рассказчиком; анализируя снимок за снимком, мы поняли — служенье фотомузе не терпит суеты и требует вдумчивости и кропотливейшей подготовки.

Полуночный «ковбой» (ходит в широкополой шляпе) Дима (Дмитрий Яковлевич ФЁДОРОВ) с помощью нескольких схем, которые очень напоминали «план взятия Бастилии пляшущими человечками», играючи затмил Ф. Коттлера и Р. Ривса вместе взятых.

А об этих парнях и о том, как можно научиться мыслить стратегически и тактически нам поведал его тёзка Дмитрий Александрович КОТОВ. Хочешь быть счастливым — будь им, только сперва необходимо провести SWOT-анализ и расписать наперед жизнь лет так на пять.

Владимир Яковлевич МОТЫЛЬ. Человек, делающий народное кино, живая легенда. Владимир Яковлевич — человек скромный, порядочный, совестливый. И необычайно открытый. Побольше бы таких режиссёров, педагогов и вообще людей!

И, наконец — отец-основатель Юрий Вячеславович ГРЫМОВ. Как педагог Грымов выступает в двух ипостасях. Во-первых, проводит мастер-классы, на которых сперва рассказывает и показывает то, что считает нужным, а потом отвечает на любые вопросы; получат ли студенты максимум драгоценной информации или превратят занятие в дружеские посиделки — зависит только от нас самих. Во-вторых, Грымов приглашает на практику, то бишь на съёмочную площадку. Разумеется, в режиссёрское кресло вас никто не посадит и рупор в руки никто не даст, и вообще за лишние звуки и телодвижения могут запросто вытурить с площадки, но увидеть кинопроизводство в действии — шанс уникальный. А если повезёт, то и в массовке можно будет засветиться. В перерывах Грымов обязательно общается со студентами — поясняет, что, зачем, к чему… Так кто же Юрий Грымов? Вдохновенный творец или удачливый бизнесмен? Гений или выскочка? Ангел или дьявол, в конце концов? Ни о ком другом в наше время мне не доводилось слышать столь диаметральных мнений. «Мы живы, пока о нас говорят». Лично для меня Грымов — настоящий трудоголик. Поэтому он и Грымов. Поэтому я и пошёл к нему в ученики. Чего и вам советую".

©Роман Широков, выпуск 2003 г.