“Fакел” о Мастерской

ШКОЛА ЛИДЕРОВ
Сделай сам
Школа рекламы Юрия Грымова

 

Что бы там ни говорили, а в рекламе работать МОЖНО. И лучше всего делать это профессионально. Чтобы не приползать к нанимателю голодным и небритым, а чтобы он сам к тебе прибегал, тряся карманам и щеками... Ну или только карманами. Как и где можно этому научиться, рассказывает наш корреспондент Жанна Васильева.

У Школы рекламы Юрия Грымова есть точный день рождения - 6 октября 1996 года, когда первые 120 человек, отобранные из 2000 переступили ее порог. За прошедшие пять лет много чего произошло. Упал рубль. Скакнул доллар. Что такое "дефолт", поняли даже первоклассники. Школа Грымова устояла. Перешла под крышу РГГУ, заключив договор о сотрудничестве и взаимной помощи. В результате в Школе рекламы ряд предметов преподают профессора РГГУ, Грымов проводит мастер-класс для студентов гуманитарного университета, а студенты его школы получают государственное свидетельство. Всем хорошо. Более того, имеющее первое высшее образование, написав диплом и защитив его перед авторитетной экзаменационной комиссией РГГУ, могут получить государственный диплом о профессиональной переподготовке.

 Из потерь, которые принесло время, директор Школы Елена Рафаэлевна Кузьмина, работающая со дня ее основания, больше всего сожалеет даже не о том, что теперь ежегодный курс - человек 25. Больше всего жалеет о потере слушателей с периферии (от Алма-Аты до Кишинева). До дефолта обучение многих оплачивали фирмы, где люди работали. Теперь это редкость. Сегодня, как правило, те, кто поступают, могут рассчитывать только на собственные силы и финансы. Школа в перспективе должна помочь им преумножить и то, и другое.

"Образование - вещь прикладная. И прикладывается она к личности..."

Юрий Грымов:
- Творческий человек должен каждый день что-то производить. А на сегодняшний день реклама и вообще маленькое кино - это то, что можно сегодняснять, а завтра увидеть по телевизору. Я не понимаю, как можно бесконечно сочинять, класть на полочку и охреневать от собственной полноценности, от того, что ты, такой гений, уже написал шестнадцать томов сценариев, никому не понятных и никому не нужных. Человек должен реализовываться. А через посредство рекламы, через посредство маленького кино это сегодня возможно. Короткие фильмы могут себя окупить.

Вообще-то, в дипломе выпускников Школы написано "менеджер по рекламе", и естественно, программа школы соответствует образовательному госстандарту по этой специальности. Другое дело, что сам Грымов, да и все преподаватели, работающие в его Школе, уверены, что реклама не столько сложный бизнес, сколько искусство. И потому сверх госстандарта ребята, пришедшие в Школу рекламы, изучают операторское мастерство, режиссуру, дизайн, сценарное искусство и авторское право.

Елена Кузьмина, директор Школы:
- Образование, на мой взгляд, вещь прикладная. И прикладывается она к личности. Каждый берет то, что может взять. Для кого-то Школа - ступень творческого развития. К нам приходят ребята с внутренним ощущением творческого потенциала, которые пока не имели возможности раскрыть его. Очень бережное отношение педагогов к проявлению личностной индивидуальности - вот главное для нас. Учебный процесс - дело индивидуальное.

Федор Львовский, профессор, заведущий кафедрой арт-дизайна РГГУ. В Школе Грымова преподает "Основы арт-дизайна"
- Сейчас появилась масса курсов - краткосрочных, долгосрочных. Разных. Проработав более 30 лет в академическом вузе, я довольно скептически относился к такого рода образованию. Но работая уже второй год в студии Грымова, изменил мнение. Школа Грымова нацелена на творчество. Обучение может быть научным и практическим, формирующим профессионального дизайнера, а может быть творческим, дающим возможность человеку развиваться дальше в самых разных направлениях. Такого типа обучение - совершенно новое явление, для нашей страны чрезвычайно интересное и нужное. Традиционное строго академическое обучение не допускало вариаций или учета желаний студентов: все было направлено на усвоение глыбы материала. С другой стороны, это образование было удивительным, с точки зрения фундаментальности, глубины. Талантливый человек после такой серьезной школы мог работать в очень многих областях. Я выставлял произведения студентов Школы Грымова прошлым летом на выставке в РГГУ, они производили на специалистов большое впечатление. Может быть, секрет и в том, что к Грымову приходят, как правило, люди энергичные, раскованные, свободные, яркие, имеющие свое мнение. Работать с этим контингентом очень интересно.

 

Сергей Сотников, студент. 36 лет. Высшее техническое образование. Занимается рекламой 8 лет. Живет в Туле. Имеет свое рекламное агентство.
- Изобретать велосипед, конечно, интересно, но не очень разумно. Поэтому, собственно, я и пришел к Грымову. Пришел довольно сознательно. Цель курсов - развить креативные, творческие возможности в себе. И здесь в первую очередь интересен опыт самого Грымова как человека, который сам себя построил. Это трудно описать двумя-тремя словами. Семь месяцев этих курсов - это определенный настрой. Это как бы энергия Грымова, которая передается студентам. Конечно, не только Грымова, но и великолепных преподавателей, которые здесь работают. И наверное, самое главное: курсы намного приподнимают внутреннюю планку каждого студента - культурную, общеобразовательную. Я не думаю, что здесь есть лишние предметы. Наоборот, может быть, недостаточно предметов, которые могли бы мне помочь. Пока здесь нет предметов по стилю, макияжу, недостаточно по свету. Это, конечно, узкие вопросы, но мне они были бы интересны. Зато центральное звено всякой рекламной компании - телевизионная реклама, где и звук, и изображение собраны в один художественный ряд, здесь оказывается в фокусе внимания. В этом смысле все очень грамотно.

"Мастерская строгого режима"

Юрий Грымов:
- У нас своего рода "мастерская строгого режима". Занятия по шесть часов в день шесть раз в неделю. Очень большая нагрузка. Очень много информации. Плюс практические занятия. Я считаю, что в процессе обучения человек должен получать сильнейшую накачку, допинг. А потом его надо сразу выбрасывать на рынок и пытаться вместе с ним искать ему работу.

Елена Кузьмина:
Есть такое понятие - образовательная среда. Мы создаем избыточную образовательную среду. У ребят есть возможность выбрать то, что им ближе. "Специалист подобен флюсу, полнота его односторонняя", - сказал Козьма Прутков. А мы приглашаем людей, у которых флюсы со всех сторон. Режиссуру у нас преподает один из самых известных вгиковских "дуэтов" - Владимир Иванович Хотиненко и Владимир Алексеевич Фенченко, люди не только прекрасно знающие кино, создавшие прекрасные ленты, но и имеющие огромный опыт преподавательской работы во ВГИКе. "Мастерство режиссера" ведет Владимир Яковлевич Мотыль, мастер, чье имя ассоциируется со славой советского кино, задающий высокую планку не только предмета, но человеческих отношений вообще. И для нас принципиально важно, что два мастера разных поколений, с очень разным опытом работы: Грымов и Мотыль - работают на одном курсе. Преподаватель РГГУДавид Маркович Фельдман, который вообще-то литературовед и пишет замечательные книжки, сделал для нас курс "Слово - слоган - текст". С четко разработанными заданиями по созданию рекламных текстов, которые учат учитывать психологию потребителя. Очень конструктивный и практический курс. В этом году новый курс "Тренинг критического мышления" ведут молодые кандидаты наук Александра Вильвофская и Вячеслав Прокофьев. Пользу он принес колоссальную: ребята легко расписались. У нас есть целая система тренингов, направленных на то, чтобы помочь человеку перестать себя бояться. На западе тренинги критического мышления в образовании довольно часто используются, особенно, если курс интенсивный. А наш курс интенсивный - Грымов считает, что нет времени учиться долго. Без тренингов при таком интенсивном образовании тяжело.

Ирина Соколова, студентка. 24 года. Закончила Академию искусств в Екатеринбурге:
В Екатеринбурге я занималась раскруткой Модного дома. Опыта особого не было, многое делала интуитивно. Модный дом я подняла, он сейчас работает. Если честно, когда я сюда пришла, я не понимала до конца, кем бы я хотела стать. Меня интересовала журналистика. Знакомые ребята с телевидения в Москве сказали, что стоящее образование, тем более быстрое, можно получить в Школе Грымова. Там есть уровень. Нет узкого профиля - только режиссура или только реклама. Это и хорошо. Прежде всего привлекает то, что здесь преподают действующие мастера. Не те, кто вышли на пенсию, а те, кто сейчас работают, и именно в этой сфере, в которой мы собираемся работать. Это люди успешные и талантливые. Общение с такими преподавателями уже дар судьбы... Очень люблю Михалева - он ведет историю искусств, люблю мастер-классы, люблю съемки, обожаю Клебанова, нашего оператора. У нас каждый преподаватель уникален. Даже ребята, которые хотят быть только режиссерами, ходят на все другие занятия. Какие плюсы? Во-первых, попадаешь в поле творческих людей. Во-вторых, получаешь знания, которые все равно обязательны. В-третьих, здесь общение. Когда ты общаешься с людьми, которые что-то реально делают в данный момент, когда ты едешь на съемки, ты видишь весь процесс изнутри. И начинаешь четко понимать систему теле- и кинопроизводства, видишь, как ты мог бы в ней работать. Лучше понимаешь, что ты хочешь. Сейчас меня интересует PR, реклама, продюсерская работа. Я не пожалела, что пришла сюда. Если честно, не хочется уходить.

Игорь Клебанов, оператор, ведет курс "Мастерство оператора":
Я второй год работаю в школе. Атмосфера здесь замечательная. Какой-то дух и воздух творческий. Ребята жаждут знаний, чего порой не скажешь о других учебных кинозаведениях. Практически все, особенно набор этого года, наделены большим творческим потенциалом. Проблема в том, как им его реализовать. Нельзя вытащить из картины только операторскую профессию. Мы обсуждали комплекс вопросов: режиссуру, мизансценирование, актер в кадре, актер на площадке. И работая, я веду разговор о творчестве. Я не замыкаюсь в нашей профессии на технике. Мне важно, чтобы ребята с первого же занятия почувствовали законы композиции, света. Мы, например, работали со статичным кадром. Я показываю, как свет трансформирует снимаемый объект, вообще, что может сделать свет. Есть азы ремесла, без которых никуда не деться. Мы снимали много учебных работ на видео. Мне нравится метода, которую предложили Владимир Хотиненко и Владимир Фенченко, - комплекс из 10 заданий, которые должны снять студенты. Их фантазия и реализация этих этюдов поражает. Они плотно снимали. Я хочу дать им творческий и производственно-технический багаж. Иначе они утонут в сегодняшнем чудовищном кинотелепроизводстве. Конечно, это не только личный опыт. Я рассказывал им об истории замечательной советской операторской школы. Прочел курс - с показом видеоматериалов - "История развития операторского искусства в Америке". Выпускникам пожелал бы, чтобы они не растерялись в этом жестоком мире и пробили себе путь. Чтобы не ушли в каникулы.

Елена Кузьмина:
При том, что в России рекламный рынок сложился, он очень подвижен. Рекламист, который приходит к нам повысить квалификацию, - творческая личность с сильной интуицией. Как ни странно, это скорее человек искусства, чем бизнеса. Поэтому каждый год мы пересматриваем и обновляем программу. Все 5 лет мастерская у нас разная. Более того. В начале года, понимая, кто и зачем пришел к нам учиться, мы корректируем программу, учитывая желания ребят. Конечно, есть курсы, которые читают наши преподаватели уже много лет. Но у нас каждый год преподаватели фактически стоят перед необходимостью делать новый курс. И мы это обговариваем с ними заранее. Очень изменился мастер-класс Грымова "Почерк мастера в рекламе". То, что он делает, не имеет аналога в педагогике. Это похоже на творческие мастерские, когда есть обучение при мастере, но мастер - очень широкий человек с ненасытным интересом к жизни. Все-таки наша школа авторская. Она Грымовская. И еще. Я говорю ребятам, что в нашей мастерской всегда есть дополнительный педагог. Это они сами. И хотелось бы, чтобы их потенциал был открыт друг другу. Я рада, когда это получается. Многие имеют совместный бизнес, поддерживают контакты, помогают друг другу.

Юрий Грымов:
Я получаю удовольствие от преподавания. Собственно, ради удовольствия я все это и затеял. Не ради же денег, правда? На школе глупо зарабатывать, да и практически нереально. Общаться с ними мне не просто нравится, это вызывает какие-то чувства, которые я вообще не могу объяснить. Но тут есть и корысть: я решаю таким образом свои кадровые вопросы. То есть надеюсь набрать людей, которые будут наилучшим образом подготовлены в нашем рекламном деле.

 

Успех - дело заразительное

Выпускники Школы работают, впрочем, не только у Грымова. Кто-то снимает клипы. Кто-то, заложив крутой вираж, занялся продюсированием фильмов. Кто-то в бутике организует рекламные акции. В каникулы, как выражается Клебанов, ушли немногие. Хотя, может, то, что со стороны похоже на "каникулы", для них время концентрации перед стартом.

А у Грымова тем временем - еще один проект. Естественно, абсолютно фантастический. И естественно, успешный. Уже полгода как он в обычной школе на Таганке устроил Детскую творческую школу Мастерской Юрия Грымова. Совершенно бесплатную. Преподаватели те же, что в Школе в РГГУ, - их часы оплачивают спонсоры. А дети, которые почему-то опять попались Грымову, очень талантливые, с нового года с энтузиазмом разрабатывают первый в своей жизни проект социальной рекламы "Образование и здоровый образ жизни". Тему, кстати, они сами выбрали. Преподаватели ахнули, но сделали вид, что ничего другого и не ждали. Они, кстати, называются там не преподавателями, а экспертами, которых школьный народ привлекает к решению своих проблем со слоганами, рекламными образами и текстами. По ходу дела появились подпроекты, которым могли бы позавидовать американцы, которые, кажется, уже занялись торговлей участками лунной поверхности. Но Луна, как вы понимаете, это пошло, это буржуазно. Ребята решили продавать звезды и небесные тела - маленькие планеты, астероиды, кометы. Попутно готовят рекламную компанию ... воды из Бермудского треугольника. Кажется, это называется ученым термином "проектное образование". Ну да не в терминах дело.

Грымов, естественно, провел в школе свой мастер-класс. Уроки, конечно, пострадали. Потому что все, с восьмиклассников начиная и кончая солидным учительским составом, ломанулись в актовый зал. Больше всего волновались преподаватели Мастерской Грымова: Юра - человек свободный, раскованный, а школьная среда такая косная, как бы чего не вышло, в смысле скандала... Вышел диалог. Очень даже интересный для обеих сторон. Такие вот дела. Успех, кажется, тоже может быть заразительным.

Фотографии раздела:

Работа над проектом

Мастер-класс Сергея Маковецкого

Студенты мастерской на занятиях

Мастер-класс Андрея И

Лучшее произведение Маши Турской

Мастер-класс Юрия Грымова