Интервью с Юрием Грымовым

Интервью с режиссером Юрием Грымовым о фильме «Му-Му», памятнике любви и одиночестве.

 

В 2007 году, в России отмечалась знаменательная дата - 150 лет назад в петербургском журнале "Современникъ" был напечатан знаменитый рассказ Ивана Тургенева "Му-Му". К этой исторической дате в Санкт-Петербурге, на улице Тургенева у входа в клуб-кафе "Му-Му" открыта мемориальная доска "В память о собаке". Но первым, кто сумел увековечить в бронзе эту печальную собачью историю, был Юрий Грымов. Несколько лет назад ему удалось совершить, казалось бы, невозможное - поставить памятник "Му-Му" во Франции, причем, ... по факсу. О том, как проходили съемки фильма "Му-Му", и как возникла идея создания памятника, мы беседуем с автором проекта Юрием Грымовым.

 

 - Юрий, почему Вы обратились именно к творчеству Ивана Тургенева?

 - "Му-Му" - это фильм про одиночество. Вам знакомо одиночество? Сейчас люди становятся все более обособленными и разрозненными. Расстояния, измеряемые в километрах, более не являются проблемой, но мы по-прежнему не в силах преодолеть расстояний межличностных. Нам чего-то для этого не хватает. Времени? Сил? Сердца? Человек одинок всегда. И тогда, когда приходит в этот мир, и когда уходит. И даже когда любит. Возможно тот, кто решится признаться себе в этом, будет более счастливым, чем остальные. Я снял фильм об одиночестве. Я не даю рецептов по его преодолению. Но очень хочу, чтобы ваши попытки все-таки были успешными.

- Юрий, а как Вы подбирали съемочную группу?

 - Сценарий писался под конкретных исполнителей. В роли барыни я видел Людмилу Гурченко или Людмилу Максакову. На роль согласилась Людмила  Максакова. Признаюсь, сначала меня все пугали характером Максаковой. Но более удобного, более профессионального человека, открытого для работы и сговорчивого, я еще не видел. В фильме была очень трудная сцена с участием Людмилы Васильевны. Работа не шла. Съемки продолжались два часа. Ничего не получалось, и тогда я попросил Максакову сорвать салфетку с подсвечника. А про себя подумал, как было бы хорошо, чтобы все подсвечники упали и подожгли ей локон волос... Но в реальности я не смог попросить об этом актрису. И вдруг падает подсвечник, да так, что Людмила Васильевна получает травму носа. Но пол капает кровь, ее кровь, но актриса не останавливается ни на секунду, продолжая работать. Потому что она - МАКСАКОВА. Мы снимали в маленькой комнате, напряжение было колоссальное. Я жалел потом, что у меня не было под рукой видеокамеры, чтобы снять съемочную группу, потому что плакали все. Четыре дня было запланировано на эту сцену, мы сняли ее всего за два часа. Я могу часами рассказывать про Александра Балуева, Владимира Стеклова, Андрея Мартынова...

- Юрий, а где Вы нашли собаку?

 - Скажу сразу - в нашей картине ни одно животное не пострадало. У Тургенева был спаниель. У нас - дворняжка. Мы долго искали собаку, потом нашли совершенно очаровательное создание, которое мы тут же назвали Машей, а после съемок картины она поселилась у нашего художника. Собака потрясающая. Она делала все с одного-двух дублей. Бывают животные, которые не работают, но нужно с ними разговаривать не как с животными. Это ведь существо, которое имеет и сердце, и мозг... Был, правда, единственный случай, когда собака оказала сопротивление. Это случилось во время съемок сцены прощания, когда Герасим в последний раз плывет на лодке вместе с Му-Му. Вдруг собака прыгает в воду и ... начинает плыть против течения. Мы снимали в октябре, вода была холодная, но Саша Балуев, который играл в фильме роль Герасима, бросился в воду и спас собаку.


- Юрий, скажите, акция с памятником "Му-Му" во Франции - это была часть рекламной кампании Вашего фильма?

- Нет. Это самостоятельная акция. Я поставил памятник ... по факсу. Поверите? Я отправил по факсу письмо, адресованное мэру города Онфлер, где была изложена моя идея с установкой памятника "Му-Му". До сих пор удивлен и восхищен оперативности в принятии решения с французской стороны, потому что мне тогда почти мгновенно пришел ответ: "Согласны. Приезжайте. Устанавливайте". Я поехал, поставил памятник и впервые показал свою картину там, в Онфлере, на фестивале. Памятник "Му-Му" - это памятник жертвам любви, то есть всем нам. Это единственный в мире памятник любви и одиночеству. Кстати, Онфлер был выбран мной не случайно, а потому, что именно там Иван Тургенев встречался с Ги де Мопассаном. Этот памятник, который теперь стал символом города Онфлер и располагается на том самом месте, где великий французский писатель пять раз пытался свести счеты с жизнью. Не скрою, что в начале, я все-таки пытался поставить этот памятник в Москве, но общественные организации, в которые я тогда обращался, ответили категорическим отказом. Но я не отчаиваюсь, я оптимист. Добьюсь и обязательно поставлю когда-нибудь этот памятник и в Москве тоже.

- На съемочной площадке, как правило, происходят разные невероятные истории. Что интересного происходило на съемках Вашей картины?

 - Мы снимали фильм под Москвой в Рузе и жили в пансионате. На его территории находился только один газетный киоск. Единственная книга, которая продавалась тогда в этом киске, - один том из сочинений Ивана Тургенева. Правда, там не было рассказа "Муму", но я все же купил себе на память этот небольшой томик розового цвета. Но это еще не все. В середине съемочного периода я нашел ... подкову на съемочной площадке. Да, еще мы снимали один из сложнейших эпизодов, когда барыня, находясь в очередном приступе меланхолии, гоняет по двору своих крепостных, и мне почему-то подумалось: "Как бы было хорошо, если бы пошел снег!" И вдруг... начинает тихо падать настоящий снег, причем это было в конце августа. И еще о погоде. В фильме есть сцена прощания Герасима с Танечкой, когда она с мужем уезжает в дальнюю деревню. Когда мы начали снимать, то ярко светило солнце. Герасим подходит к обозу, прощается и уходит в свою каморку. В это время, не поверите, солнце заходит за тучу и вскоре совсем скрывается за горизонтом, и это на всей территории Рузы.

- Юрий, как подбиралась музыка к фильму?

 - С музыкой история особая. Музыкальное оформление к фильму написал известный композитор, давно работающий для кино - Владимир Дашкевич. Музыкальный блок был готов еще до съемок картины, поэтому, снимая фильм, я слышал мелодию. Забавная история произошла на "Мосфильме", когда мы записывали музыку к уже готовой картине. Я пришел в студию позже, чем весь состав музыкантов. Они встретили меня с недоумением, спрашивая "Юра, это ты сделал?" Я сначала не понял, о чем идет речь. Оказывается, перед входом в студию сидела женщина с... собакой и грелась, поскольку в этот день была холодная ненастная погода. Увидев собаку, музыканты решили, что я их пытался таким образом "настроить". Вот какая приключилась история. Я тогда впервые в жизни попробовал дирижировать оркестром. Это так интересно: один взмах руки, и тебе повинуется целый оркестр. Надо будет подумать об этом.

 - Вашу картину больше все-таки ругали и критиковали, чем хвалили? Как Вы к этому относитесь?

 - Я понимаю, что я чужак, я с другого поля. Меня не любят кинематографисты, это я знаю. Знаю, что меня ругают и готов к этому. Своим фильмом я доволен на 98 процентов, потому что те цели, которые были мною поставлены в этой картине, достигнуты. В картине нет ничего случайного. Считаю, что это кино, снятое по-русски. Я не ставил перед собой цели успеха на фестивале. Я пытался найти мостик между собой и моими зрителями. И рад тому, что, сидящие рядом со мной на просмотре, женщины утирали слезы. Рад тому, что в новом веке кино просто не имеет права быть НИКАКИМ. Потому что мы живем сейчас очень напряженной жизнью, и я очень рад, что иногда даю возможность людям и поплакать, и посмеяться. Ради этого и работал. Ради Ваших слез. И такое кино я буду снимать дальше или ставить спектакли в театре, где зрители будут сначала реветь, а потом смеяться. А время покажет прав я или нет.

 

 
« Пред.   След. »